ИГРА ПРЕСТОЛОВ: СЕДЬМОЕ ПЕКЛО. 298 г. от З.Э.
x
x
x
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Morbi euismod commodo metus, vel ultricies libero viverra id. Vestibulum consectetur lectus eget orci pharetra molestie. Morbi ac ligula nibh. Aenean cursus purus a turpis varius, non tempus mauris consequat.

Game of Thrones: Seven Hells

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Game of Thrones: Seven Hells » Цитадель » Религия Вестероса


Религия Вестероса

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Вера в Семерых — является самой распространенной и официальной религией объединенного Вестероса. Это религия андалов, принесенная ими в Вестерос тысячи лет назад и распространившаяся повсеместно. Лишь на Севере и Железных Островах удерживают свои позиции другие, более древние религии. Семеро — Отец, Матерь, Дева, Старица, Кузнец, Воин и Неведомый — не семь разных божеств, а семь ликов одного единого божества, которым, однако, поклоняются по отдельности. Вера в Семерых проповедует милосердие, аскетизм, бренность земной жизни, справедливость и воздаяние за грехи. Число 7 является священным для этой веры, и ее служители используют в качестве символов звезду с семью лучами и кристалл с семью гранями.

В Вестеросе существует большая церковная организация септонов и септ, возглавляемая верховным септоном в Королевской Гавани; их семистенные и семибашенные храмы есть во всех крупных поселениях и замках, а мелкие деревни посещаются странствующими септонами. В эпоху раздробленности Вестероса церковь была очень могущественной и независимой, но Таргариены, объединив страну, подмяли религию под себя, запретив военно-духовные ордена и церковные суды. Рыцарство, также принесенное в Вестерос андалами, теснейшим образом связано с верой в Семерых, и последователи других религий избегают принятия рыцарских обетов.

Семь испостасей бога

Строго говоря, семь богов — это семь лиц одного и того же божества, единого и всеобъемлющего. Эти ипостаси вполне равноправны, действуют совместно и взаимодополняюще; каждый из Семерых олицетворяет ту или иную сторону человеческой натуры, деятельности, разные явления окружающего мира. Септоны подчеркивают, что каждый из Семерых воплощает в себе всех остальных: «Старица не менее прекрасна, чем Дева, Матерь может быть свирепее Воина, когда ее дети в опасности».

Восприятие Семерых как богов, а не бога, уходит корнями в глубокую древность и прочно закрепилось в языке — не только простонародье, но лорды, короли и сами септоны говорят о богах во множественном числе.

Отец — воплощение власти, справедливости и правосудия. Его изображают в виде бородатого человека средних лет, иногда в короне, которую по возможности делают из драгоценных металлов. О нем говорят: «Отец правит», а при посвящении в рыцари посвящаемому: «во имя Отца, будь справедлив». Отец также судит умерших в загробном мире, строго и беспристрастно; его называют также «грозный судия», а о людях, как покойных, так и живых, говорят «пусть Отец рассудит его по справедливости». Считается, что именно он судействует на судебных поединках, определяя, кому победить в испытании. У Отца есть золотые чертоги, где вечно пируют праведники. Об Отце говорят, что он наделяет дарами всех своих детей.

Матерь считается олицетворением милосердия, доброты и заботы. Она же воплощает в себе материнство и плодородие, покровительствуя матерям и детям. Ее представляют себе как ласково улыбающуюся женщину средних лет в богатых одеждах. О детях говорят, что их дает супругам Матерь. Матери молятся прежде всего замужние женщины, прося защитить и оберечь сыновей и дочерей, даже взрослых. Мужья приносят жертву Матери, когда их жены должны родить. Перед лицом угрозы мирные люди молят Матерь о милосердии. Матерь не только оберегает слабых, но и умиротворяет сильных, утишая снедающий их гнев.

Кузнец - считается олицетворением силы, здоровья и трудолюбия, покровителем ремесел и всякой мирной работы, а также людей, ею занимающихся. Его изображают в виде крепкого мужчины с кузнечным молотом в руках. В обращенных к Кузнецу молитвах обычно просят силы. О Кузнеце говорят, что он налаживает все, что сломано — это касается и здоровья людей. Моряки приносят жертву Кузнецу, когда спускают на воду новый корабль, и считают, что именно Кузнец сохраняет корабли в целости. Рыцарей, готовящихся к битве, благословляют не только именем Воина, но и именем Кузнеца, моля его вложить силу в руки рыцаря и придать крепость его оружию.

Дева — ее представляют себе в виде молодой девушки с распущенными волосами, иногда — с распростертыми руками, словно для объятий. Дева считается олицетворением красоты и невинности, она покровительствует влюбленным и вообще всем юным и невинным созданиям. Говорят, что она дарит смертным любовь и мечты. Об очень красивых женщинах говорят «точно сама Дева спустилась с небес».

Воин — олицетворение храбрости и верности, твердости и уверенности в себе, готовности защищать других. Это покровитель рыцарей и солдат. Воина изображают с мечом в руках. К нему обращаются с просьбой дать смертным душевных сил и мужества, защищать и хранить, в том числе и в сражениях, дать силу противостоять соблазнам. Поскольку Воин благоволит рыцарям, ему молятся и ставят свечи за попавших в беду рыцарей, надеясь, что именно он заступится за «своих». Многие рыцари считают вполне подобающим называть Воина своим единственным богом, а шестерым остальным не уделять внимания.

Старица — олицетворение мудрости и прозорливости. Ее изображают в виде пожилой женщины с морщинистым лицом, с высоко поднятым фонарем в руках, нередко золотым. У изваяний Старицы иногда делают перламутровые глаза. По легенде, именно Старица выпустила первого ворона, приоткрыв дверь царства смерти, так что уместно молиться Старице об успешной пересылке вороньей почты. У Старицы просят мудрости; человек, который испытывает неуверенность в будущем и не знает, что ему делать, обычно просит Старицу «осветить ему путь», а о предопределенном и четко видимом будущем говорят «Старица озарила мне путь».

Неведомый — олицетворение смерти, самый зловещий и таинственный из семи богов. Хотя это тоже один из божьих ликов, сродни всем прочим, его не любят упоминать всуе. Духовная песня «Семеро» содержит упоминания только о шести богах из Семи: «о Неведомом песен не поют. Лик Неведомого — это лик смерти». Считается, что Неведомый провожает души умерших в иной мир, и об умершем человеке говорят, что его забрал Неведомый. Неведомый — не мужчина и не женщина, но оба вместе, «вечный отверженец, пришелец из дальних стран, меньше и больше, чем человек, непознанный и непознаваемый». Чаще всего его изображают как получеловека-полузверя в низко надвинутом капюшоне — так он выглядит в септах Драконьего Камня и Красного Замка; в деревенской септе близ Штормового Предела, где вместо статуй есть лишь рисунки углем, Неведомого изображает закрашенный черный овал с глазами-звездами. Из всех Семерых ему реже всего ставят свечи и возносят молитвы. Неведомый связан с семью адами или даже управляет ими — при божбе говорят «Я клянусь Неведомым, и если я лгу, пусть я провалюсь к нему в ад на этом самом месте».Молчаливые сестры считаются посвященными Неведомому. В Черно-Белом Доме в Браавосе есть изваяние Неведомого — почитатели Многоликого Бога также считают Неведомого одним из воплощений своего божества.

Грехи
Вера в Семерых достаточно сильно озабочена понятием греха. В вере в Семерых нет понятия первородного греха, лежащего на всех людях, и подобной Христу фигуры, своей жертвой искупающей чужие грехи. Грех связан с личной ответственностью перед богами. Боги могут наказывать людей за грехи еще при жизни, посылая беды и несчастья, а то и очистить мир небесным огнем.

Ложь королю — великий грех. Убийство короля — великий грех, но еще более страшным грехом является убийство родичей. Убийство, особенно предательское и вероломное — большой грех. Так, войну и голод в Королевской Гавани называли божьей карой за грехи дома Ланнистеров, прощенные или оправданные светской властью.

Гордыня — тяжкий грех. Распутство, прелюбодеяние и кровосмешение — грехи. Проституция грешна и недостойна. Кровосмешение считается особенно чудовищным грехом, и детей, рожденных от такого противоестественного союза, септоны называют мерзостью. Грешно отворачиваться от Семерых и поклоняться «демонам», таким, как Рглор. Женщина считается слабым, склонным к искушению и греху существом.

Грех перед лицом богов нужно искупить, прежде всего аскезой, постом и молитвой; истязая свою плоть, верующий чувствует себя чище и ближе к богам. Добрые деяния, такие, как подача милостыни и защита слабых, угодны богам и могут служить искуплению грехов. Септоны принимают у верующих исповеди и отпускают грехи. Грехи не могут быть прощены без покаяния. Тяжелые грехи могут требовать публичного покаяния. Нераскаявшихся грешников после смерти ждет вечное наказание в семи преисподних. Существует догмат «Грехи можно простить, но преступления требуют кары» — иными словами, покаяние заслуживает отпущения грехов, но не освобождения от наказания.

Преисподние и загробная жизнь
Септоны учат, что после смерти Отец судит людей. Грешники, особенно нераскаявшиеся, попадают в семь преисподних. Разные грехи определяют для грешников место в разных преисподних; самые страшные преступники должны оказаться в седьмом пекле, самом глубоком. Преисподние ассоциируются с болью, и можно сказать о сильной боли «больно было, как в седьмом пекле». Караемые грешники в аду кричат от боли. Ад расположен где-то под землей. Глубокие черные пропасти, в которых не видно дна, «наверняка ведут в преисподнюю».

Ад ассоциируется в первую очередь с жарким невыносимым огнем. Запах дыма и гари напоминает о преисподних. Желая сказать «очень долго» или «никогда», можно выразиться «семь преисподних раньше замерзнут». Старые сказки утверждают, что Драконий Камень построен из адского камня, и поэтому его стены всегда хранят тепло.
Есть и понятие холодного, замерзшего ада, упоминаемого как верующими в Семерых, так и северянами, верующими в Старых Богов. Северяне же практически никогда не говорят о покойниках, что те попали в ад, хотя у жителей остального Вестероса такая формулировка встречается сплошь да рядом.

Одна из семи ипостасей Бога, Неведомый, связана с преисподними или даже управляет ими. Надо помнить, что Неведомый — это олицетворение смерти, а не зла; он не является эквивалентом дьявола. Можно сказать: «Я клянусь Неведомым, и если я лгу, пусть я провалюсь к нему в ад на этом самом месте».

Куда меньше известно о семи небесах, куда, по уверениям септонов, попадают праведники: там находятся золотые чертоги Отца, «страна света и меда», где усопшие пируют вечно. Здесь умершие встречаются с богами.

0

2

Старые боги — безымянные и безликие духи природы, которым поклоняются на Севере. Поклонение Старым богам — один из древнейших религиозных культов Вестероса, который Дети Леса исповедовали ещё до прихода Первых людей, а Первые люди у них переняли.

У культа Старых богов нет храмов и священнослужителей, священных текстов и практически нет ритуалов — это скорее набор народных суеверий, чем полноценная религия; впрочем, эти «суеверия» разделяют и лорды, и короли. Старым богам поклоняются в богорощах, где растут священные чардрева. Дети Леса считали, что чардрева и есть Старые боги, и верили, что после смерти присоединяются к божественному началу.

Церемонии и ритуалы
Довольно сложно судить, что из себя представляют Старые боги в глазах верующих северян. Это некие безымянные и таинственные природные силы, обладающие значительной силой и скорее наблюдающие за жизнью людей, нежели активно участвующие в ней.

Местом поклонения Старым богам являются богорощи — древние священные леса, сохраняющиеся в заповедном виде с незапамятных времён и росшие ещё при Детях Леса. При каждом замке Севера, да и во многих южных, богорощи сохраняются внутри стен замков как огороженные дворы, засаженные лесом, или просто сады.

В центре богорощи всегда находится сердце-дерево — «главное» дерево рощи. На Севере эту роль обычно выполняет чардрево, священное дерево Старых богов; особо почитаются деревья с вырезанными на них лицами. Эти резные лица с глубоко прорезанными глазами считаются ликами богов, взирающих на смертных. Перед сердце-древами молятся, медитируют, пытаются вслушаться в звуки природы в надежде услышать ответ богов. Там, где чардрев нет, молятся просто перед самым крупным и старым деревом в роще: так, Старки в Королевской Гавани находили уместным молиться перед старым дубом, обвитым дымной лозой.

К упомянутым ритуалам относятся: принесение клятв, обетов, заключение брачных союзов, своеобразное крещение младенцев, которых приносили в богорощи, чтобы получить благословение богов. Чётко установленных церемоний и молитв, насколько известно, нет — каждый верующий мысленно обращается к богам в той форме и теми словами, какие ему удобны.

Загробная жизнь
У последователей Старых богов, кажется, нет определённого представления о том, что ждёт их после смерти. В крипте Винтерфелла на гробницы королей и лордов ставились сидящие статуи, и каждой на колени клался длинный меч — как говорил обычай, это должно было удержать духи покойных в гробницах.
Впрочем, упоминается другая концепция загробной жизни, более близкая общему анимистическому духу культа, — такие верования исповедуют одичалые в землях за Стеной. Якобы мертвые после смерти растворились в природе — «перешли в деревья и реки, перешли в камни и землю», став «миром и всем, что в нём есть».

0

3

Утонувший бог — морское божество, которому поклоняются на Железных островах. Утонувший бог, как видно из названия, — божество подводного мира, моря и мореплавателей, покровительствующее войне и морскому разбою. Это бог смерти и перерождения, суровый и непрощающий, но обещающий вечную жизнь своим последователям.

Железные острова — место с суровым климатом и тяжелейшими условиями выживания. Вероятно, поэтому культ жёсткого и безжалостного божества получил здесь такую популярность. В отличие от Старых богов, изгнанных из большей части Семи Королевств после пришествия андалов, Утонувший бог на Железных островах удержал свои позиции, и поклонение ему осталось главной и единственной религией островитян — потомков Первых людей и андалов.

В молитвах Утонувшему богу есть формулировки «Бог, что утонул за нас» и «возроди раба твоего, как возродился ты сам». Вероятно, в культе Утонувшего бога есть миф о том, что Утонувший бог предал себя утоплению добровольно, ради людей, и воскрес. Жители Островов, издревле связанные образом жизни с морем, связывали с ним и своё происхождение, считая, что Утонувший бог создал людей, предназначив железнорождённых для набегов и насилия. Жрецы уверяют, что железнорождённые не прибыли на острова с материка, а вышли со дна морского — Утонувший бог сотворил их по своему образу и дал им власть над всеми водами на свете. Он же породил рыбу, чтобы питать людей. Люди рождены для страданий, но страдания придают силу. Утонувший бог каждому даёт какой-то талант.

У Утонувшего бога есть антагонист — живущий на небесах Штормовой бог, ненавидящий людей и несущий им только горе и скорбь. Между морем и небом тысячу тысяч лет идёт война. Деяния людей, угодные Утонувшему богу, вызывают ярость Штормового бога, и он насылает на людей бури.

Храмов, священных книг или идолов у Утонувшего бога нет: Утонувший бог там, где море. Жрецы Утонувшего бога одеваются в домотканые хитоны серого, зелёного и синего цветов — цветов моря, носят при себе бурдюк с солёной морской водой и держат в руках посох из пла́́вника. В их волосы вплетены водоросли. Жрецы не имеют постоянного пристанища и скитаются по островам — лорды и крестьяне предоставляют им пищу и кров во имя Утонувшего бога. Жрецы читают молитвы Утонувшему богу, окропляют морской водой людей и спускаемые на воду корабли. Они проводят «каменные» и «солёные» свадьбы — с каменными жёнами-островитянками и захваченными в походах солёными жёнами. Жрецы в основном неграмотны и учат молитвы и обряды наизусть во время обучения у старших жрецов. С давних пор на Железных островах мнение жрецов играло значительную роль в жизни людей: в Век Героев они созывали вече для выборов короля и могли свергнуть неугодного им монарха.

Утопление и последующее воскресение занимают важнейшее место в религии Железных людей. Так, казнимых преступников чаще всего топят в убеждении, что те вернутся к жизни. Покойников на Железных островах погребают в море. Новорождённых младенцев окунают в солёную морскую воду или хотя бы помазывают ей, как елеем. Вера позволяет островитянам без колебаний вступать в бой в тяжёлых доспехах на ненадёжных палубах своих кораблей — они убеждены, что утонув, вернутся к жизни в подводных чертогах Утонувшего бога.

Об утопленниках говорят, что Утонувший бог берёт их себе на службу, например: «Как видно, Утонувшему богу понадобился хороший гребец»; покрывшие себя славой покойники, даже если они и не пали в бою, но заслужили божью милость, пируют в подводных чертогах Утонувшего бога, и русалки им прислуживают. Однако тот, кто умер на суше и был похоронен в земле, вечно остается гнить там и не попадёт в чертоги Утонувшего бога. Серый Король, легендарный герой, почитаемый на островах, был послан Утонувшим богом; когда время его жизни на земле закончилось, он сошёл на дно моря и восседает там одесную Утонувшего бога в его подводных чертогах.

Жрецы Утонувшего бога и наиболее преданные его последователи проходят обряд ритуального утопления: их в буквальном смысле топят, погружая в морскую воду так, чтобы лёгкие посвящаемого наполнились водой и дыхание прекратилось. Потом утопленников возвращают к жизни с помощью примитивного варианта искусственной вентиляции лёгких.

Символическая формула «То, что мертво, умереть не может, но восстаёт вновь, сильнее и крепче, чем прежде» показывает, что ритуальное утопление, в широком смысле распространяемое на всю паству Утонувшего бога и весь народ Островов, считается тождественным смерти. Единожды тонувший переходит из разряда живых в разряд мёртвых и, следовательно, уже никак не может умереть. Напротив, те, кто не был предан утоплению, не может рассчитывать на вечную жизнь после смерти.

0

4

Рглор, Владыка Света, Бог Пламени и Теней — огненное божество из восточных земель. Культ Рглора — религия, проповедующая борьбу света со тьмой и считающая всех других богов ложными. Служителей Рглора называют красными жрецами. Вера в Рглора распространена в Вольных городах — в каждом из них есть храм Рглора, а в Волантисе эту религию исповедует большинство горожан. В Вестеросе последователей у Рглора немного — в Староместе и Дорне есть небольшие храмы Рглора, а при дворе Роберта Баратеона подвизался красный жрец Торос из Мира. Имя «Рглор» асшайское и, возможно, означает просто «владыка света».

По учению красных жрецов, Рглору противостоит Великий Иной, олицетворение тьмы и холода; они предрекают возвращение мессии — Азора Ахая, единожды уже спасшего мир.

Красные жрецы учат, что мир представляет собой борьбу противоположностей, добра и зла. Они воплощены в двух духах, добром и злом, — Владыке Света и Владыке Тьмы, также известных как Рглор и Великий Иной. Рглор — создатель солнца и звёзд, вечный борец с тьмой; его противник — «Ледяная Душа», Бог Ночи и Ужаса. Любая вещь и любая сущность на свете служит либо Рглору, либо его неназываемому противнику; их борьба между собой длится от начала времён и закончится победой либо одного, либо другого. В этой битве нет никакой третьей стороны, все люди на свете должны сделать добровольный выбор, на чьей стороне они выступают — тот, кто не приемлет Рглора, поневоле обращается к Великому Иному.

Рглорианство допускает существование и иных сверхъестественных сущностей, но включает их в ту же систему служения и противостояния огня и тьмы: так, демонами, слугами Великого Иного, назывались Старые боги и Утонувший бог.

Понятие жертвы является основополагающим в религии Рглора: Владыка Света требует жертв. Значение при этом имеет не столько величина жертвы, сколько её ценность для жертвующего. Тот, кто служит Рглору, должен быть готов жертвовать богу самое дорогое, что у него есть. Наиболее драгоценная для Рглора жертва — это существо невинное и любимое. Так, Азор Ахай, мессия рглорианства, лишил жизни свою жену Ниссу-Ниссу, которую любил больше всего на свете. Королевская кровь особенно важна и угодна богу.

Однако преданных слуг Рглор вознаграждает стократно. «Великий дар требует великого самопожертвования».

Обычный вид жертвоприношения Рглору — это сожжение. Красота объекта, приносимого в жертву, делает жертву ещё более желанной для бога. Достойно и нравственно сжигать идолы «ложных» богов, например, статуи Семерых или чардрева, посвящённые Старым богам.

Рглор, как и Старые боги, не имеет антропоморфного воплощения. Зримым объектом поклонения выступает огонь, в меньшей степени — солнце; символом Рглора также является пылающее сердце. Один из самых важных обрядов — вечерняя молитва: каждый день на закате жрецы и их последователи разжигают костёр, чтобы возблагодарить Рглора за минувший день и молить его, чтобы назавтра он снова послал миру солнце и разогнал грядущую тьму. Такая молитва может длиться час или более. Упоминается, что и ночью жрецы обязаны поддерживать священный огонь, «чтобы солнце утром снова вернулось в мир», а утром они встречают солнце у храма с молитвой.

Одна из священных формул, которую часто можно услышать из уст красных жрецов: «Владыка, озари нас светом своим, ибо ночь темна и полна ужасов»; последнюю часть — «ночь темна и полна ужасов» — часто упоминают и саму по себе, особенно в утренней молитве.

«Последний поцелуй», «поцелуй бога», или «поцелуй огня» — это ритуал, который красные жрецы проводят с умирающими и мёртвыми. Он сродни трюку с глотанием огня: жрец «наполняет свой рот огнём» и выдыхает пламя в рот умирающему, «в его лёгкие, сердце и душу», чтобы проводить его в последний путь.

Красные жрецы по слухам демонстрируют удивительные чудеса. К этим чудесам принадлежали способность видеть в огне будущее, настоящее или прошлое, в том числе события, происходящие далеко; способность управлять стихиями, в том числе вызывать попутный ветер или огонь буквально из воздуха; чудесным образом исцелять раны; противостоять яду, обходиться без воды и пищи.

0


Вы здесь » Game of Thrones: Seven Hells » Цитадель » Религия Вестероса